УСТРОЙСТВО АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
УСТРОЙСТВО АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Излучатели. От конструкции акустических излучателей, именуемых еще динамиками, во многом зависит качество звучания всей акустической системы. В настоящее время на компьютерном рынке можно встретить колонки с двумя принципиально разными типами динамиков. Первый тип — это динамики с конусным излучателем или, что то же самое, диффузором. Конструктивно они состоят из самого излучателя, корзины, магнитной катушки и постоянного магнита. Корзина является как бы каркасом динамика, на котором основана вся конструкция. Диффузор крепится к ней по своему периметру с помощью резинового подвеса. Магнитная катушка устанавливается на тыльной стороне излучателя, а сразу за ней, в основании корзины, располагается постоянный магнит. Работа таких динамиков основана на преобразовании колебаний электрического сигнала в механические движения диффузора посредством взаимодействия магнитного поля, создаваемого катушкой с полем постоянного магнита. Конструкция с конусным диффузором используется в подавляющем большинстве акустических систем, начиная от мультимедийных и заканчивая бытовыми и автомобильными. С помощью конусных излучателей создаются системы с высоким уровнем мощности и широким частотным диапазоном.
Но в составе бюджетных моделей мультимедийной акустики все чаще можно встретить колонки, роль диффузора в которых играет плоская мембрана. У подобного решения есть, пожалуй, лишь одно серьезное преимущество — это возможность уменьшения геометрических размеров колонок. Что касается звука, то плоские излучатели характеризуются малой мощностью, а их частотный диапазон сильно обрезан со стороны низких частот. Поэтому плоские колонки целесообразно использовать только в связке с сабвуфером и в таких системах, от которых не требуется высокая мощность.
Акустическое оформление. Помимо излучателя важную роль в формировании звука играет корпус колонки, его конструктивные особенности или, иначе говоря, — акустическое оформление динамика. Существует несколько типов акустического оформления, но в компьютерных системах в основном применяются только два из них — закрытый ящик и корпус с фазоинвертором.
Основное назначение закрытого корпуса — это поглощение звуковых волн, распространяющихся от тыльной стороны диффузора. Сделать это не так просто, поскольку любой корпус обладает резонансами, справиться с влиянием которых удается далеко не всегда. При конструировании сабвуферов важную роль играет объем корпуса. Отклонения этого параметра от оптимальной величины могут заметно исказить вид АЧХ.
Корпус с фазоинвертором является более сложной конструкцией по сравнению с закрытым ящиком. Суть ее заключается в следующем. На корпусе колонки (чаще на ее передней панели) устанавливается специальное отверстие, от которого вглубь корпуса уходит труба определенной длины и сечения, именуемая фазоинвертором. В результате звук, который в закрытом ящике безвозвратно поглощается, здесь выводится наружу, но уже с инвертированной фазой. Это означает, что волны от фронтальной и тыловой сторон излучателя складываются, усиливая друг друга, и КПД акустической системы увеличивается.
Для того чтобы звук был лишен паразитных призвуков, возникающих под влиянием собственных резонансов, корпус должен быть качественно исполнен. Не последнюю роль здесь играет материал, из которого изготовлена колонка. Деревянные корпуса наиболее предпочтительны. По своим поглощающим свойствам они намного лучше пластмассовых, которые в основном применяются в дешевых системах.
В составе любого динамика есть постоянный магнит, который создает вокруг себя магнитное поле. А так как мультимедийная акустика очень часто устанавливается на компьютерный стол, то она может оказывать пагубное влияние на работу монитора. Решение этой проблемы достаточно простое: во многих моделях магнит динамика окружен экранирующим слоем диамагнетика, который препятствует распространению магнитного поля. Тем не менее, дешевые колонки зачастую лишены магнитной защиты.
Электронные составляющие. Специфика современной компьютерной акустики заключается в том, что в ее составе помимо излучателей с соответствующим акустическим оформлением обязательно есть усилитель. Такие системы называются активными. Пассивная же акустика окончательно ушла с компьютерного рынка несколько лет назад, когда перестали продаваться звуковые карты со встроенными усилителями.
Конструктивно усилитель всегда располагается в наиболее объемном компоненте системы: либо в сабвуфере, либо в одной из фронтальной колонок, если сабвуфер отсутствует. Поэтому в активную систему могут входить и пассивные компоненты. К примеру, в акустическом наборе формата 2.1 сателлиты всегда выполняются пассивными, что положительно отражается на их габаритах.
Блок усилителя в каком-то смысле является центром системы. Он выполняет сразу несколько функций: увеличивает мощность сигнала, осуществляет его частотную фильтрацию с помощью встроенных кроссоверов и, наконец, коммутирует акустические компоненты с источниками звука. Последнюю функцию следует отметить особо. Несмотря на то, что рассматриваемая нами акустика предназначена преимущественно для подключения к компьютеру, ее можно использовать и при работе с другими звуковыми источниками — телевизором, магнитофоном, внешним CD- или DVD-проигрывателем.
В составе 6-канальных систем также можно встретить звуковой процессор с функциями декодера многоканального звука форматов Dolby Digital, DTS и Dolby Prologic. С помощью подобной акустики можно реализовывать возможности домашнего кинотеатра. Но на такой внешний декодер сигнал звуковой карты надо передавать не в аналоговом, а в цифровом виде. В разных моделях это осуществляется по-разному — либо с помощью обычных коаксиальных, либо с помощью оптических кабелей.
USB — нетрадиционное подключение. В настоящее время практически не осталось типов периферийных устройств, в которых не применялась бы универсальная последовательная шина USB. И компьютерные колонки здесь не исключение. Некоторые модели акустики используют шину USB в качестве канала, по которому происходит передача звука в цифровом виде. Естественно, что в составе таких систем обязательно есть цифроаналоговый преобразователь. При этом USB-акустика может работать на компьютерах без звуковой карты, что и является основной областью ее применения. Но для работы в стационарных условиях приобретать подобную продукцию смысла не имеет, так как по своим возможностям она уступает традиционной акустике.
Мой блог находят по следующим фразам