ТИПЫ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ТИПЫ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
На первый взгляд человека, не интересующегося внутренним устройством акустических систем, их конструкция достаточно проста. Они состоят из нескольких коробок, в каждой из которых установлены один или несколько динамиков. Колонки всегда оснащены аудиовходами, которые необходимы для подключения акустической системы посредством проводов, входящих в комплект, к источнику звука. Пожалуй, это все, что можно обнаружить при поверхностном рассмотрении компьютерных колонок. На самом же деле ситуация значительно сложнее. Диапазон частот, воспринимаемый человеком, слишком широк для того, чтобы его мог качественно воспроизвести один динамик. Поэтому разработчики акустических систем уже давно применяют иной подход при их производстве. Современные системы, за исключением самых простейших, являются многополосными. То есть в их состав входят динамики нескольких типоразмеров, обычно двух или трех, каждый из которых воспроизводит свой диапазон частот. А для того чтобы частотные составляющие сигнала, предназначенные для одного излучателя, «не мешали» его соседям, в электрическую цепь акустических систем включаются специальные фильтры, именуемые кроссоверами.
Динамики разных типоразмеров могут находиться как в отдельных корпусах, так и в одном. Но чаще всего используется следующая схема: низкочастотный излучатель, если он применяется, всегда выполнен в одном корпусе (такая конструкция называется сабвуфером), а среднечастотные (СЧ-) и высокочастотные (ВЧ-) динамики (также именуемые твитерами) или общий широкополосный динамик помещаются в другой корпус. Сабвуферы компьютерных акустических систем, как правило, воспроизводят частоты в диапазоне от 50 до 200 — 250 Гц, СЧ-динамики — соответственно от 150 — 200 Гц до 10 кГц и, наконец, ВЧ-динамики — от 1 — 5 кГц до 15 — 20 кГц. Но одной колонки, пусть и с идеальными характеристиками, будет недостаточно для точной передачи звуковых образов. И проблема здесь заключается в том, что звуки, которое мы слышим в реальности от окружающих нас объектов, характеризуются направленностью. То есть человек, обладая стереофоническим слухом, в состоянии оценить не только расстояние до источника по громкости звука, но и направление — по временной задержке между улавливанием звука правым и левым ухом или, говоря научным языком, — по разности фаз между двумя сигналами. Поэтому большинство компьютерных акустических систем имеют в своем составе от двух до пяти идентичных колонок, на каждую из которых может подаваться индивидуально обработанный сигнал (конечно же, при наличии соответствующей звуковой карты). С помощью такого решения создается иллюзия объемного звучания. Важно помнить, что совершенно не обязательно большее число колонок в комплекте дадут более высокое качество звучания. Иногда всего два компонента создают более естественное стереофоническое звучание, чем системы из шести колонок.
С бурным развитием подобной многоканальной акустики в технических описаниях моделей стали появляться непонятные новичкам цифры наподобие 2.1, 4.0 или 5.1. Первая цифра в этих сокращениях обозначает число широкополосных колонок, а последняя — наличие в системе сабвуфера (1 — есть, 0 — нет). Но здесь следует оговориться. Если схема 5.1 является полноценно 6-канальной (то есть на сабвуфер изначально подается низкочастотный сигнал, обработанный звуковой картой), то акустика 2.1 или 4.1 работает лишь с двумя или соответственно четырьмя каналами, а низкие частоты выделяются с помощью фильтров, включенных в усилительный тракт системы.
Мой блог находят по следующим фразам